Диагностика самосознания преследует лишь одну цель — определить и изучить представление личности о самой себе. Это и есть самооценка. От нее зависит поведение человека во многих ситуациях, его отношение к себе и другим, направление деятельности. Поэтому неправильная оценка себя и своих возможностей может привести к нежелательным для самого человека результатам.

Абсолютных методик определения самооценки личности, которые могут точно определить, насколько объективно человек оценивает свои возможности, не существует, но было много попыток вывести такую систему. Сейчас специалистами чаще всего используются три самые удачные методики.

Методика С. А. Будасси

В основу этой системы лежит тот факт, что самооценка сильно влияет на возможность человека реализоваться и утверждаться в обществе (а это одна из основных духовных потребностей человека). Этот тест позволяет рассчитать количественное выражение самооценки с помощью ранжирования. В любом случае, субъективна самооценка или объективна, человек считает, что его оценка своих возможностей истинна. При этом неправильная оценка себя часто приводит к тому, что он может считать, что обладает качествами, которых в действительности у него нет.

Таким образом, эта методика выводит адекватность самооценки с помощью отношения между реальной личностью и тем, чем человек себя считает. В итоге можно узнать, оптимальная (истинная) ли у человека самооценка или не оптимальная (заниженная или завышенная).

Метод Дембо-Рубинштейн

Этот метод был разработан двумя женщинами, сначала для изучения представлений о счастье, а потом уже он был изменён для анализирования самооценки человека. Заключается тестирование в том, что участникам предлагают на различных шкалах (характер, способности и т. д.) отметить знаками ту позицию, которую они считают верной по отношению к себе. Итог выводится согласно высоте, постоянству и реалистичности данных участниками ответов. Этот метод чаще всего используется психологами в школе.

Методика «Дерево»

Эта методика создана для того, чтобы определить, насколько успешно проходит адаптация ребёнка ко взрослой жизни в момент конца младших классов или начала средних. Ребёнку дают рисунок дерева, где под каждой веткой изображены человечки. Каждая ветка равна каким-либо успехам или достижениям, которые были или могут быть, а также у каждого человечка есть свой номер. Она помогает выяснить некоторые проблемы, которые могут возникнуть, и определяет степень адаптации ребёнка.